РОССИЙСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ — ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Завершились Mercedes-Benz Fashion Week Russia и Volvo-Неделя моды в Москве. Более сотни российских модельеров представили модные образы сезона осень-зима 2012/2013. Среди них были и яркие дебюты. Что ждет наших дизайнеров завтра?

Говорить, что в России давно перевелись таланты, как минимум, неуместно. Таланты были, есть и будут. Это победители конкурсов молодых дизайнеров «Русский Силуэт», «Адмиралтейская игла», «Кремлевские звезды», выпускники Лаборатории моды Вячеслава Зайцева и других профильных вузов. Другой вопрос, почему модная молодежь с уверенностью называет любимые зарубежные бренды, а имена российских дизайнеров вспоминает с трудом?

На «Деловой программе» Volvo-Недели моды в Москве этот вопрос лидировал. Проблемы, замедляющие развитие русской моды, многочисленны и всем понятны. В нашей стране молодому дизайнеру чрезвычайно трудно. На западе, когда студенты заканчивают вуз, у них есть различные пути развития: стать дизайнером-стажером в уже известном Доме моды; быть дизайнером без имени в небольших Домах моды и компаниях; развивать бренд под собственным именем, при условии спонсорских инвестиций и др. Там средний возраст дизайнера, запускающего свою марку, – 40 лет. В России уже в 25 хотят представлять свой Дом моды. Почему? Ответ – дизайнерам просто некуда идти, мало крупных марок и производств, да и домов моды с именем – единицы. У Валентина Юдашкина сегодня стоит огромная очередь на практику.

Идеалисты верят, что участие в неделях моды – счастливый билет в мир моды, и с этой минуты их имена будут у всех на слуху. Реалисты создают «группу поддержки». Это – западная практика, стоит вспомнить историю создания Apple друзьями Стивом Джобсом и Стивом Возняком.

Игорь Чапурин, Алена Ахмадуллина, Александр Терехов – уже стали частью истории российской моды. У каждого свой почерк, подход, идея. Общее одно – крепкая команда единомышленников, которая профессионально работает над созданием креативного, долговечного и финансово успешного бренда. Марка Vika Gazinskaya развивается по схеме – яркий, предприимчивый дизайнер и группа поддержки из преданных друзей. Стажировка в журнале L’Officiel в начале карьеры помогла дизайнеру собрать вокруг себя интересных, активных и способных людей. Анне Миминошвили помог случай – компания Max Factor заметилa работы дизайнера, размещенные в Интернете, и предложила выступить с другими начинающими дизайнерами на Volvo-Неделе моды в Москве. Истории развития этих дизайнеров кажутся легкими и успешными, но только сами дизайнеры знают, чего это стоило.

На столичных неделях моды было показано много интересных коллекций молодых дизайнеров. Кто из этих новичков сможет удержаться в мире моды, и чьи имена будут на слуху через десять лет? Останутся только те, кто профессионально подходит к развитию своего бренда и постоянно учится.

Выбор перспективной ниши как ключевого момента успеха бренда – вот одна их тем деловой программы Volvo-Недели моды в Москве. «В модном бизнесе вещи разделяют на коммерческие и чисто fashion. Первые интересны байерам для продажи, вторые – журналам для съемок. Те дизайнеры, вещи которых сочетают оба эти элемента, более востребованы», – поясняет Ирина Чичерина, генеральный директор шоу-рума R.E.D. Во время показов интересно послушать комментарии непрофессионалов. Замечания, которые они отпускают вслед проходящим моделям, язвительны – они уличают дизайнеров в попытке копировать McQueen, подражанию Elie Saab и Yves Saint Laurent. Часто вещи, которые на показе привлекают внимание, оказываются не лучшего качества, и это тоже проблема российских дизайнеров. По мнению Ирины Чичериной, использование стоковых тканей – серьезный просчет в ведении бизнеса. Покупатели возвращают некачественные вещи. Партия простаивает на складе и становится коммерчески убыточной.

Неготовность начинающего дизайнеров к профессиональной работе и дефицит креатива – тоже проблема. Отсюда постоянное опоздание по срокам: с завершением коллекций, подготовкой лукбуков и установлением цен. Вещи поступают в бутики чуть ли не за неделю до скидочного сезона. Дизайнеры снова в убытке. Быть креативным – кропотливая работа. Если дизайнера прельщает успех иностранных брендов, нужно понимать, как они этого добились. За рубежом, в колледжах моды, преподаватели требуют от студентов разработок портфолио в виде «личного дневника». В нем прослеживается мысленный процесс художника: от вдохновившего образа до воплощения в материале. В российском образовании этому профессиональному приему уделяется мало внимания. Молодые дизайнеры часто создают коллекции не от «образа», а от ассортиментного ряда, и это в конечном итоге ведет к усталости и разочарованию в профессии.

В марте на Mercedes-Benz Fashion Week дебютировала обладательница Гран-при IX Международного конкурса «Русский Силуэт» Александра Ульянова. Художественное образование, полученное в раннем детстве, повлияло на ее подход к созданию коллекций: «Для меня, костюм – это не только вещь, но и знак, поэтому в каждой коллекции можно проследить некую историю, – логическое слияние мысли и символов. Эти символы могут быть совсем незаметны, но найдутся те, кто сумеет их почувствовать». Дебютная коллекция «Бездна» была выразительна и современна.

Не менее удачно выступили призеры конкурса Алексей Власов из Ярославля, Юлия Соловьева из Якутска, Денис Дорошенко из Москвы и Мигле Янушайте их Литвы, представившие свои коллекции на объединенном показе «Русского Силуэта» на Volvo-Неделе моды в Москве. Коллекции отличались неповторимым стилем и самобытностью.

Судя по этим творческим достижениям студентов, в России таланты не переведутся. Хочется надеяться, что проблемы со временем разрешатся – государство будет заинтересовано в развитии отечественной модной индустрии и найдутся люди, готовые вкладывать средства в развитие российских брендов. А сейчас – «безумству храбрых поем мы песню»!