В КАННАХ ПРОШЕЛ 9-Й ФЕСТИВАЛЬ РОССИЙСКОГО ИСКУССТВА

И идут они не куда-нибудь, а прямо на Лазурный берег Франции. Здесь уже девять лет проходит Фестиваль российского искусства в Каннах. Несмотря на расхожее мнение о том, что отдых в Каннах – голубая мечта каждого, делать там особенно нечего — только на пляже валяться. Так вот французы, измученные таким скучным времяпрепровождением, просто рвутся на фестиваль российского искусства, несмотря на недешевые билеты. Особенно женщины. Они привезли с собой «пять вечерних платьев» – не на пляж же в них ходить!
 
Вот и в этом году с 22 по 26 августа каннская публика устремилась навстречу русскому искусству. Программа фестиваля как всегда разнообразна: мода и изобразительное искусство, балет и кино, симфоническая музыка и фольклор. Был дагестанский ансамбль «Лезгинка», Питерский театр балета под руководством Бориса Эйфмана привез «Анну Каренину». Демонстрировались последние русские кинохиты – «Настройщик», «9 рота», «Космос как предчувствие». Никита Михалков – президент Российского фонда культуры в день открытия фестиваля, когда выступал дагестанский ансамбль, заметил: «Возможность показать Россию, не только Москву и Санкт-Петербург, но еще и ту Россию, которую и у нас-то не все знают. Это дело здоровое, и, самое главное, оно пользуется успехом и интересом».
 
Но самым главным событием фестиваля, несомненно, была «Русская ночь». Здесь всем заправляла мода. Присутствие великого Пьера Кардена придавало особый шарм и статус мероприятию. Ему по инициативе Российского фонда культуры вручили Почетный Знак «За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией». «Этот почетный знак мне очень дорог, — подчеркнул Пьер Карден. — В Европе русская культура всегда вызывала восхищение и уважение к представителям российского искусства».
 
Кстати, в этом году «Русская ночь» совпала с днем освобождения Канн от фашистских захватчиков. Освободили их американцы, поэтому все Канны уверены, что во Второй мировой они и победили. В честь освобождения был фейерверк. А наши девочки-модели были абсолютно убеждены, что салют устроили в честь их приезда.
 
Но перед тем как раздались залпы, у гостей «Русской ночи» был шанс окунуться в атмосферу российской моды. Благотворительный фонд «Русский силуэт» представил наших молодых модельеров: Руфию Гильметдинову из Самары с коллекцией «Ужин для гурманов» и Алексея Власова из Ярославля с коллекцией «Девчата». Показы молодых дизайнеров всегда интересны, но главное, что находясь еще в самом начале творческого пути, они подобно губке впитывают происходящее вокруг, а в своих коллекциях выражают скорее чистые эмоции, чем тонко просчитанный ассортимент бутика. Эти ребята стали призерами VI конкурса «Русский силуэт». И им выпала такая счастливая возможность показать свои работы французам и самому Пьеру Кардену, который по достоинству оценил их творчество. Особенно ему понравилась коллекция Руфии. Она сделана на уровне европейских модельеров и по стилю, и по качеству. Пожалуй, многим есть чему у нее поучиться. «Ужин для гурмана» — коллекция лаконичная, без излишеств и со вкусом. Нет кричащих цветов и огромного количества так называемых «фишек», как сейчас принято шить. А принято – не всегда означает красиво или модно. Чаще всего это просто китч. А у Руфии «фишка» в том, что она сдержанна и аристократична. И нет ничего удивительного, что законодатель мировой моды обратил на нее внимание.
 
Алексей Власов – совсем отдельная история. Еще в Москве на показе «Русского силуэта» в Гостином дворе он заставил заговорить о себе. Его «Девчат» запомнили все – за удачное сочетание русского народного духа с современными веяниями, за подбор цветов, за правильно найденные аксессуары, работающие на образ. Сам молодой дизайнер не ожидал, что коллекция произведет такое впечатление, потому что сшил ее достаточно быстро. Даже ткань для коллекции покупал за двадцать минут до закрытия магазина, и не было времени ее толком рассмотреть. Пришлось составлять коллекцию из выбранного по принципу контраста. Составил удачно. Для него этот триумф на «Русском силуэте» вылился в показ на Неделе Российской Моды (Russian Fashion Week) на Васильевском спуске этой осенью, а также в сотрудничество с Bosco di Ciliegi. И конечно, эта незабываемая поездка во Францию! Незабываемая не только потому, что познакомился с самим Карденом или увидел набережную Круазетт. Русский человек не может обойтись без приключений. Леша вспоминает с улыбкой: «Когда мы прилетели в Ниццу и пошли за багажом, своего я не обнаружил. Точнее, не было одной сумки, в которой была вся бижутерия, аксессуары, недошитая часть коллекции, которую я рассчитывал закончить уже на месте, и мои личные вещи». Багаж затерялся. В такой ситуации сказать – «случился стресс» — ничего не сказать. Половины коллекции нет, аксессуары, в которых вся «соль» коллекции, отсутствуют. Самому одеться не во что – все прилетели одетые по московской погоде, а в Каннах жара, и вся летняя одежда блуждает где-то между Ниццей и Москвой. Телефон отключился, зарядка все в той же сумке… Но, собрав волю в кулак, все же провели репетицию. Режиссер шоу – Евгений Власов и Татьяна Титкова – директор «Русского силуэта», как настоящие товарищи, поддержали Лешу. Сейчас, когда все уже позади, Евгений Власов на вопрос, что бы делали, если бы коллекция не нашлась, без колебаний ответил: «Что-нибудь придумали бы. Часть коллекции все-таки была». Слава Богу, потерянный багаж доставили владельцу за пару часов до показа. И не помня себя от счастья, как говорится, «на коленках», Алексей дошивал коллекцию. В результате показ прошел без сучка и задоринки.
 
Той же «Русской ночью» гости увидели показ московского модного дома «Вемина». Коллекция «Калейдоскоп чувств» была разработана специально для фестиваля. Немножко несерьезная, романтическая и сексуальная – как раз для отдыха на Лазурном берегу. Вещи Лизы Романюк адресованы стильным и уверенным в себе современницам, сознающим, что умение хорошо выглядеть – наука, и мода становится модой, только плавно переходя с подиума на улицу. Новая коллекция Дома Моды «Вемина» будет представлена в октябре на «Неделе Моды в Москве».
 
В завершение праздника всех пригласили отведать блюда русской кухни. Это стало апофеозом вечера. Вологодские повара изощрялись, как могли. По-другому и не назовешь: судак под икорным соусом, шницель по-кирилловски в соусе с кедровым орехом, пирожки с грибами и капустой, блины пенные с черной икрой… У французов только за ушами трещало: оказывается, они едят не только лягушачьи лапки, но и нормальную человеческую пищу. Говорят, в прошлом году в «Русскую ночь» угощали, кроме всего прочего, гречневой кашей. Некоторые соотечественники возмущались: не слишком ли просто для приема? Но, как выяснилось, у французов гречки нет. Так что для них это деликатес. Одним словом, наши кушанья во всем мире всегда будут оставаться в почете благодаря своей изысканной простоте.
 
Закрытие фестиваля посвятили столетию великого русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В его честь играл камерный оркестр «Московия» под управлением Эдуарда Грача, выступали солисты Нового «Имперского Русского балета» и солистка «Новой Оперы» Мария Максакова в зале с завораживающим названием «Дебюсси» все в том же Дворце фестивалей на набережной Круазетт.
 
Вместе с фестивалем на Лазурном берегу завершился и сезон отдыха. Гости разъехались до следующего года, который для этого мероприятия станет юбилейным, что значит — будет еще более необычное празднество: более яркие фейерверки, вкусные кушанья и хлебосольный прием. Остается только ждать.
 
Анастасия БАРЫШЕВА, «РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ», 32 (1834).